Пятница, 10.05.2024, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя химии Штехман Марины Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Признаки химических реакций
[ · Скачать удаленно () ]01.11.2017, 13:32

Тема урока: Признаки химических реакций Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций Задачи: Образовательные: • закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях; • рассмотреть признаки химических реакций; • дать первоначальное понятие о классификации химических реакциях по признаку выделения и поглощения теплоты. Развивающие: • развивать умения ставить проблемы и решать их; • совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; • продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; • развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности. Воспитывающие: • воспитывать культуру общения через работу в парах; • продолжить формирование представлений о продолжительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека. Ход урока I. Организационный момент Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать со слов великого русского ученого М.В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой прак-тики и, не принимаясь за химические операции». II. Проверка домашнего задания. Вы уже знаете, что в природе происходят явления двоякого рода – физические и химиче-ские. Эти два явления можно отличить друг от друга. Но для этого нужно знать, чем хи-мические явления отличаются от физических явлений. Давайте вспомним это, осуществив опыт. Демонстрация опыта: В пробирке находится поваренная соль – хлорид натрия. В пробирку я приливаю воду. 1) Что происходит? Кто готов объяснить? Какие явления мы наблюдаем? В первой пробирке видимых изменений не произошло, потому что идёт процесс растворения – физическое явление, 2) Изменяется ли состав вещества при физическом явлении? III. Изучение нового материала. Кроме физических явлений ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе ав-томобиля. Что происходит при химической реакции? Меняется ли при этом состав веще-ства, вступившего в эту реакцию? Но как определить происходит химическая реакция или нет? Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти на-глядные изменения называются - признаки. Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока) -Признаки химических реакций. Запишите тему урока в тетрадь. А цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. Для протекания многих реакций необходимо создать определенные условия. Какие усло-вия должны существовать, чтобы химическая реакция стала возможной? Условия для протекания химических реакций. 1. Соприкосновение; 2. Нагревание; 3. Освещение Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила ТБ при обращении с химическими веществами. В ваших инструкционных картах таблица, которую вы должны заполнить в тетра-ди, описав свои наблюдения. (Учитель раздает таблицы, учащиеся проводят опыты и за-полняют таблицу). 1. Химический эксперимент. Реакция Что наблюдаю Признак реакции 1.Na2 CO3+Ca(OH)2 CaCO3 + H2SO4 Na2 CO3+HCl Zn + HCl CuSO4 + NaOH FeCL3 + NH4SCN Так выглядит заполненная таблица Реакция Что наблюдаю Признак реакции 1.Na2 CO3+Ca(OH)2 Образование белого осадка Образование осадка CaCO3 + H2SO4 Осадок растворился Растворение осадка Выделяются пузырьки газа Na2 CO3+HCl Выделяются пузырьки газа Выделение газа Цинк +кислота выделяются пузырьки газа Выделение газа Сульфат меди + гидроксид натрия CuSO4 + NaOH Образование синего осадка Образование осадка После заполнения – обсуждение наблюдений и проверка заполнения таблицы. Хорошо, но существует ещё один признак химических реакций. У вас на столах отрывок из произведения писателя-фантаста А.Казанцева «Пылаю-щий остров». «Люди мира! Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и кислоро-да. Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соеди-ниться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло. Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь на-учно, является реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с ки-слородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения – горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии». Прочтите этот текст и ответьте на вопросы. О какой реакции говорится в тексте? О каком признаке реакции автор говорит в этом отрывке? Составим схему: Итак, признаки химических реакций: • Появление осадка; • Выделение газа; • Изменение цвета; • Появление запаха • Выделение тепла и света IV.Закрепление Тест V. Домашнее задание П. 26, выучить определения, упр. № 1,2- домашний эксперимент, № 3,6- ответить на во-просы; дополнительное задание №5 стр.138-139. VI. Итог урока Дидактический материал для работы по теме: «Признаки химических реакций» 1. Химический эксперимент. Реакция Что наблюдаю Признак реакции 1.Na2 CO3+Ca(OH)2 (карбонат натрия и гидроксид кальция) CaCO3 + H2SO4 (карбонат кальция и серная кислота) Na2 CO3+HCl (карбонат натрия и соляная кислота) Zn + HCl (цинк и соляная кислота) CuSO4 + NaOH (сульфат меди и гидроксид натрия) FeCL3 + NH4SCN (хлорид железа и роданид ка-лия) 2. Отрывок из произведения писателя-фантаста А.Казанцева «Пы-лающий остров». Прочтите этот текст и ответьте на вопросы. О какой реакции говорится в тексте? О каком признаке реакции автор говорит в этом отрывке? «Люди мира! Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и ки-слорода. Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горе-ние. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется теп-ло. Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения – горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии». 1. Тест 1.Что не является признаком химических реакций: а) появление осадка; б)выделение газа; в)изменение объема; г) появление запаха 2. Реакции горения – это: а)реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции, протекающие с выделением теплоты и света; г) реакции, протекающие с поглощением теплоты; д) реакции, протекающие с образованием осадка. 3. К химическим явлениям относится: а) скисание молока; б )появление росы; в) плавление алюминия; г) сгибание алюминиевой фольги. 4. Химическими называются явления: а) при которых молекулы веществ сохраняются; б) при которых состав веществ остается неизменным; в) в результате которых из данных веществ образуются новые; г) при которых изменяется агрегатное состояние веществ или его форма, но новых ве-ществ не образуется. 5. К химическим явлениям относятся: а) приготовление порошка из куска мела; б) скисание молока; в ) таяние снега; г) образование инея на деревьях.

Категория: Мои файлы | Добавил: химка
Просмотров: 276 | Загрузок: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz