Среда, 15.05.2024, 13:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя химии Штехман Марины Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащих-ся в условиях ФГОС ООО

В условиях работы по ФГОС перед учителями стоят задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Что такое проектно-исследовательская деятельность? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

Формирование личностных УУД:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД

Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Как можно использовать проектно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время?

Я, как учитель химии, на своих уроках использую проектную деятельность для объединения межпредметных знаний и учебных действий. В качестве инструмента использую различные типы проектов:

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, фрагмент урока.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщения

Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры: проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.

Применять метод проектов возможно на уроках изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний.

Приведу примеры тем информационных проектов:

  1. Паспорт элемента №….
  2. Вода в космосе.
  3. Химия – польза или вред.
  4. Жизнь – взаимодействие между молекулами.
  5. Вещества на Земле и в космосе;
  6. История открытия химического элемента №….
  7. Самый первый химический элемент.
  8. От алхимии к настоящей химии.
  9. Металлы в искусстве.
  10. Загрязнение атмосферного воздуха.
  11. Бытовые отходы.
  12. Здоровье, красота и химия.
  13. Соединения серы и селена в косметике.
  14. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
  15. Химия на кухне.
  16. Эти разные галогены.
  17. Способы очистки питьевой воды…

 

Также на уроках химии вполне реализуемы исследовательские методы работы с материалом урока.

1. Уроки с элементами исследования. Для более четкого усвоения трудного материала по химии применяю эти уроки, так как нравятся учащимся. На этих уроках все учащиеся привлекаются к исследовательской деятельности, так как работают в группах.

Алгоритм проведения этих уроков

  • анализ имеющейся информации
  • постановка проблемы
  • формулирование темы
  • цель исследования
  • выдвижение и проверка гипотезы
  • интерпретация результатов
  • вывод

Результат: формирование у учащихся умений определять цель исследования, работать с источниками информации, проводить эксперимент для проверки гипотезы, представлять результаты работы.

  1. Решение экспериментальных задач. Вся химия построена на задачах и химических реакциях. С уверенностью могу сказать, что преподавание химии выглядит однобоким и бывает неполноценным, а изучение предмета становится скучным и неинтересным, если все это не связать с экспериментом. Этапы исследования:
  • постановка проблемы (задача)
  • построение гипотезы
  • проектирование опыта для проверки гипотезы
  • составление плана эксперимента
  • осуществление эксперимента
  • оформление результатов эксперимента
  • формулирование ответа.

Результат: Решение экспериментальных задач способствует осуществлению связи теории с практикой, глубокому пониманию и закреплению изучаемого материала, а также привитию учащимся практических умений и навыков.

3. Собственное исследование. Включает следующие этапы:

  • формулировка проблемы,
  • подведение учащихся к самостоятельному
  • формулированию темы и цели исследования.

Создание условий для исследовательской деятельности учащихся:

  • обеспечение учебного процесса дидактическим материалом,
  • организацию индивидуальной работы
  • деловое общение учащихся в группе и парах.

Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов

исследования и наметить перспективы дальнейшей работы

Результаты: в процессе этого урока у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.

В своей практике я успешно использую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроке химии, представленную М.А.Шаталовым:

  • Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);
  • Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;
  • Постановка учебной проблемы;
  • Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);
  • Доказательство и применение найденного решения (путем выполнения лабораторного опыта)

    В построении системы работы я опиралась на научные идеи Богоявленской Д.Б., которая на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 13-14 лет (8 класс) учащиеся впервые начинают изучение химии, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке химии будет способствовать развитию интереса к предмету в этом возрасте. Используя эту научную идею, я в начале года в 8 классах провожу эффективные опыты: «вулкан», «дым без огня», «фараоновые змеи».

    Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

    1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

    2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Учащиеся вырабатывают план действий. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

    3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).

    4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

    И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Учитель на данном этапе контролирует процесс и направляет ребят, если возникают затруднения. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

    5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

    6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

    Научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время имеет отличительные аспекты.

    Задачами научно – исследовательской работы являются:

    -развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

    -проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

    -проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

    -демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

    -привитие интереса к научной деятельности.

    При организации научно-исследовательской деятельности придерживаюсь определенных принципов:

  • Последовательности;
  • Поуровневости;
  • Разнообразия (это касается выбора тематики работ, методов исследований и др.);
  • Постоянного совершенствования.
  • Организация выполнения исследовательской работы включает основные этапы:

    1. Выдвижение проблемы исследования

    Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

    Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

    2. Алгоритмизация работы над научной проблемой

    Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня: выбор проблемы;

  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление теоретического и эмпирического ма­териала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.
  • 3.Соблюдение структуры научно-исследовательской работы

    Структура работы должна быть представлена следующим образом:

    титульный лист;

    содержание;

    введение;

    главы основной части;

    выводы;

    заключение;

    список литературы;

    приложения.

    В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

  • определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
  • изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
  • обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
  • перечислить особенности формирования (факторы, условия,
  • механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
  • В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

    Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

    В последующих частях работы, имеющей практическую часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов. При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке. В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

    После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

    Раздел практической части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

  • выводы должны являться следствием данного исследования
  • и не требовать дополнительных измерений;
  • выводы должны соответствовать поставленным задачам;
  • выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
  • выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
  • Содержание работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования (Результативность работы представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1).

    В результате проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся:

    1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

    2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

    3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

    4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

    5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

     

    Оценивая личностно развивающий потенциал исследования и проектирования, следует подчеркнуть, что и проектная деятельность, и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальны для инновационной образовательной практики. Проектная и научно-исследовательская работа учащихся является важным компонентом современной школы, имеет четкие цели и задачи. При её организации важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно — исследовательской деятельностью. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы. Большое значение имеет организация научно – исследовательской работы, именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех.

    За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

    Список использованных источников

     

  • Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ//Завуч. – 2001. -№1.
  • Савенков А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.- М.: Генезис, 200. – 94с.
  • Чумакова и др. «Будущее Алтая» - программа для одаренных школьников и молодежи: методические материалы. Сборник. – Баранул: КЦИТР, 2014. – Выпуск 18 (часть II).-176с.
  • Хубиевой А.Х. «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»//Электронный ресурс: https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-perehoda-na-fgos-ooo-383149.html - 25.08.15
Категория: Мои статьи | Добавил: химка (18.04.2019)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz