Среда, 15.05.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя химии Штехман Марины Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС

«Скажи мне –и я забуду, покажи мне –

и я запомню,

дай мне действовать самому,

и я научусь».

Конфуций

В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии.

Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современныхтехнологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

Действенным средством повышения учебной мотивации для детей с ОВЗ является творческое проектирование, а также научно-исследовательская деятельность. Это позволяет развивать познавательный интерес, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследовательского проекта, развивать критическое мышление.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются следующие типы опытно-исследовательской деятельности:

·Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна,

кулинарной книги и пр.).

·Научно-исследовательские работы: работа по определенной проблеме, которая интересна ребенку, четко обозначаются цели и задачи работы,

высказывается гипотеза, и в дальнейшем подтверждается или опровергается.

·Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

·Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т.п.

·Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры

совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и т.п. (Проект "Коллаж эмоций").

Метод проектов позволяет формировать личностные качества:

1.Умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.

2.Меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями;

3.Увоспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию;

4.Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить кпрофессиональному и социальному самоопределению.

Проектная и исследовательская деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации.

Научно-исследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную опытно-исследовательскую деятельность, развивать понимание взаимосвязей в природе, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть ее красоту, соблюдать правила поведения в ней.

Необходимо создать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития

  • потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создаёт условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок, в силу своей природной любознательности, познаёт окружающий мир только в процессе взаимодействия с ним.

Одним из эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в процессе обучения. Психолого-педагогическим основание данного метода является моделирование в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира. Для того, чтобы открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, ребенку необходимо самостоятельно обозначить проблему исследования или проекта.

Целью психолого-педагогической деятельности является создание и реализация условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности и их творческой самореализации.

В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и, также, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности ребенка.

Таким образом, основнымресурсом в организации и внедрении инклюзивного образования для детей с различными ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения. Онорассматривается в контексте расширения возможностей самореализации и самоопределения ребенка с ОВЗ, адаптации его в коллективе сверстников и обществе в целом, как инструмент формирования самооценки школьника, его адаптации, а также психокоррекции стресса родителей ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Вовлечение ребенка в работу творческой группы или индивидуальную креативно-исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальных связей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: химка (08.07.2019)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz