Четверг, 16.05.2024, 04:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя химии Штехман Марины Олеговны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Программа и план работы с одаренными детьми

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, не решает своей главной задачи, а именно, оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы реализации способностей учащихся в разнообразных сферах деятельности, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Так в рамках образовательного стандарта организуется внеурочная деятельность - это и кружковая работа, и, в случае выпускных и старших классов, организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Предполагаемые результаты

  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
  • повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору, в том числе и предпрофильная подготовка учащихся, а также подготовка к ГИА);
  • участие в олимпиадах, в том числе и в международных конкурсах-играх, таких как Гелиантус, Кенгуру, Русский межвежонок, Мультмарафон и др.);
  • проектная и исследовательская деятельность в рамках работы НОУ.

Приоритетными целями развития школы являются обеспечение прав ребенка на качественное образование и овладение учащимися исследовательской, проектной, прогностической деятельностью. Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе.

Одной из таких форм является исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества учащихся, которое функционирует в нашей школе с 2010 года и объединяет учащихся 1-11-х классов.

НОУ - это добровольное творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать знания в определенной области науки и искусства, развивать интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской работы под руководством учителей и других специалистов.

Члены НОУ имеют право:

- выбирать тему научно-исследовательской работы в соответствии со своими интересами и научного руководителя (учителя);

- получать методическую и организационную помощь от руководителей;

- получать консультации и рецензии на свои работы;

- принимать участие в конференциях различного уровня;

- работать в одной или нескольких секциях;

- публиковать результаты собственной исследовательской работы на сайте школы;

- избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;

- добровольно выйти из состава НОУ.

 

НОУ создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

Ежегодно руководителем НОУ составляется план работы (сайт), который включает след. пункты: открытие работы НОУ в новом учебном году, формирование состава НОУ, формирование совета научных руководителей НОУ, Анкетирование учащихся школы с целью установления предпочитаемых направлений научно-исследовательской деятельности, поиск научных руководителей, консультантов, районные олимпиады по предметам, участие в различных конкурсах, проведение мероприятий в рамках предметных недель, школьная и окружная научно-практическая конференция, творческие отчёты членов НОУ.

Являясь руководителем НОУ и педагогом, реализующим программу внеурочной деятельности «Я – исследователь», я работаю с детьми, начиная с 5го класса. Считаю, что главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.

Задачи научно-исследовательской работы школьников сводятся к следующему:

1. Развитие самостоятельности учащегося. В основе научно – исследовательской работы заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации.

2. Самореализация личности учащегося. Процесс самореализации обязателен для любой личности. Научно – исследовательская работа способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности. Самореализация может осуществляться стихийно в различных направлениях жизни. Однако более эффективно — направить этот процесс в нужное русло.

3. Развитие творческих способностей учащегося. Научно – исследовательская работа напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли устно или на бумаге.

4. Коммуникабельность учащегося. Человек, занимающийся научно – исследовательской работой, особенно связанной с гуманитарными дисциплинами, становится более общительным, социально активным, даже если он не имеет к этому природных склонностей.

  • научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Изучают методику научно — исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию. Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы:
  • выбор темы исследования;
  • постановка проблемы,
  • постановка целей и задач;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • собственные выводы;
  • представление работы.

Итоги работы представляются на традиционной школьной научно-практической конференции и в различных конкурсах, что придает проектам учащихся большую значимость и дает возможность познакомиться с работами своих юных коллег.

В 2014-2015 учебном году ученицы 10 класса Вяткина А. с работой «Влияние фазы Луны на психофизиологические показатели и успеваемость школьников» и Самойлова А. с работой «Качество водопроводной воды разводящей сети с. Павловск» стали победителями в номинации «Молодые ученые» на всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Первые шаги», они награждены дипломами II и I степени, соответственно. Позже Самойлова Арина приняла участие в краевом конкурсе «Озарение», где заняла 2 место и получила диплом победителя II степени. В этом же конкурсе выступали ученики 4 класса, которые награждены грамотами участников.

В мае 2015 года в ежегодной краевой итоговой конференции научно-исследовательских работ учащихся «Будущее Алтая», в которой приняли участие Вяткина А. и Самойлова А. В результате грамотами «За интересную и перспективную работу» и «За успешное выступление» отмечена работа Самойловой Арины.

В 2015-2016 учебном году наши школьники также участвовали во многих краевых и всероссийских мероприятиях.

На краевом конкурсе научно-исследовательских работ «Озарение» были представлены работы Михина Д., Маерле А., и Вяткиной А., работа Анастасии «Исследование уровня освещенности в кабинетах школы» получила I место.

В краевом конкурсе, проходившем на базе АГМУ «Новое поколение выбирает ЗОЖ» Михин Д. за работу «Исследование микробиома кожи школьников. Как правильно мыть руки» получил диплом I степени. Также Маерле А., Вяткина А. и Михин Д. участвовали в краевой научно-практической конференции «Поиск и творчество», где стали победителями заочного отборочного этапа, были приглашены на очный этап, где работа Михина Д. получила I место, а сам Даниил стал обладателем диплома I степени.

На установочной сессии краевой программы для одаренных школьников «Будущее Алтая-2016» были отмечены работы Маерле А., Михина Д., которые были приглашены для участия в федеральных конкурсах. Так, Михин Даниил (9Б класс) достойно продемонстрировал свою работу в г. Москва, где принимал участие в открытом всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева. Даниил получил диплом финалиста и бронзовую медаль «Юный исследователь».

Также эти школьники со своими научно-исследовательскими работами поучаствовали в номинации «Молодые ученые» на всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Первые шаги», где стали лауреатами: Михин Д. и Маерле А. – дипломы II степени. Уже на итоговую сессию «Будущее Алтая – 2016» Даниил был приглашен в качестве члена молодежного жюри.

Начало нового 2016-2017 учебного года для школьного НОУ стало очень продуктивным. На традиционной установочной сессии краевой программы для одаренных школьников «Будущее Алтая» нашу школу на высоком уровне представила Маерле Анастасия (7А класс). Её работа «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы» получила высокую оценку и её пригласили поучаствовать во всероссийском конкурсе «Шаги в науку», в котором Анастасия стала лауреатом II степени.

Оценивая личностно развивающий потенциал исследования и проектирования, следует подчеркнуть, что и проектная деятельность, и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальны для инновационной образовательной практики. Научно-исследовательская работа учащихся является важным компонентом современной школы, имеет четкие цели и задачи. При её организации важно учитывать способности ученика. Даже при отсутствии больших способностей ученик может заниматься научно — исследовательской деятельностью. Очень важно заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес на протяжении всей работы. Большое значение имеет организация научно – исследовательской работы, именно от того, насколько правильно организованна работа, зависит ее конечный успех.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: химка (01.11.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz